Ответы на популярные вопросы об оценке профессиональных рисков
С 1 марта 2022 года в силу вступает ряд нововведений в области охраны труда, в частности, обязательной становится оценка профессиональных рисков в организациях. Подробнее мы рассказывали в этой статье.
Напомним, что по новым правилам работодателям придется оценивать эффективность рисков, выявлять опасности и снижать их уровень (Статья 214. ОТ РФ «Обязанности работодателя в области охраны труда»).
В данном материале мы ответим на самые популярные вопросы об оценке проф. рисков.
Нужна ли лицензия или аккредитация, чтобы провести расчет профессиональных рисков?
В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 15.04.2019) оценка профессиональных рисков не указана. Также нет и такой области аккредитации в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
Это означает, что оценку профессиональных рисков может проводить любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — запрета на это в законодательстве нет. Все, что не запрещено, можно применять.
К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:
- разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков
Какие документы получит организация после оценки рисков?
После проведения оценки профессиональных рисков компания-заказчик получает следующие документы:
- Отчет о проведении оценки проф. рисков;
- Перечень идентифицированных и оцененных рисков;
- Реестр рисков;
- Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков;
- Реестр опасностей;
- Карты оценки проф рисков.
Нужно ли сдавать результаты оценки в Инспекцию по труду, как при СОУТ?
Нет, результаты расчета проф. рисков никуда сдавать не требуется. В дальнейшем эти результаты можно использовать при составлении плана мероприятий по обеспечению требований охраны труда, при инструктажах, при выборе СИЗ и пр.
Что необходимо подготовить для расчета?
Когда мы проводим оценку профессиональных рисков, нам требуется следующее:
- Штатное расписание организации;
- Три человека, которые будут входить в комиссию по оценке рисков. Как правило, это директор, руководители отделов, специалист по охране труда, инженеры. Необходимо предоставить их ФИО и должности;
- Если имеются: дополнительное оборудование или условия выполнения трудовых функций.
Какая ответственность предусматривается за непроведение оценки рисков?
Предусматривается ответственность по КоАП РФ Статья 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
- Штраф для должностных лиц — от 2000 до 5000 руб.;
- Штраф для ИП — от 2000 до 5000 руб.;
- Штраф для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 руб.
В какие сроки необходимо провести оценку проф. рисков?
Желательно провести расчет проф. рисков до 01.03.2022, так как после этой даты уже будет предусмотрена ответственность.
В компании Lexintel вы можете получить комплексную услугу по оценке профессиональных рисков, включающую в себя все необходимые процедуры и разработку документации. Получить консультацию или заказать оценку проф. рисков можно по телефону: +7 (495) 899-01-58
Какая периодичность проведения оценки рисков?
Чтобы определить периодичность, сначала необходимо привести в соответствие с изменениями ТК разделы «Положения о системе управления охраной труда», которые касаются управления рисками — основания для переоценки рисков. После этого станет понятно, какую периодичность можно установить. Это может быть 1 раз в 5 лет, а может быть установлен и более короткий срок, на усмотрение работодателя.
По ТК в обязанности работодателя входит систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка.
Систематичное проведение расчета проф. рисков это:
- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень риска для работающих;
- Изменение состава применяемых материалов и/или сырья, способное оказать влияние на уровень риска для работников;
- Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровни проф. риска;
- Произошедший на рабочем месте несчастный случай или профессиональное заболевание, при расследовании которых были выявлены недостатки в идентификации и оценке рисков.
Нужно ли проводить оценку рисков вакантных должностей?
На усмотрение работодателя. Ни в методике, ни в Федеральных законах про вакантные места не упоминается.
Нужно ли ответственным по охране труда снова проходить обучение и получать новое удостоверение?
Да, нужно.
Как формируется стоимость проведения оценки профессиональных рисков? За каждого сотрудника или за каждую должность по аналогии со спец. оценкой?
В отличие от спец. оценки, при которой в расчет берется 20% от общего количества сотрудников на одной должности, оценка профессиональных рисков рассчитывается на одно уникальное рабочее место, но в рамках каждого структурного подразделения.
Если у вас остались вопросы по оценке профессиональных рисков, вы хотели бы получить консультацию или заказать расчет рисков у специалистов Lexintel, звоните: +7 (495) 899-01-58